Используются технологии uCoz

Фэн -Шуй Дом Офис Геомантия для "чайников" Боди арт Боди пейтинг Вселенная и мы Привычки молнии

Диалоги с пространством

Психология пространства - это наука о душе пространства, также как и традиционная психология - наука о душе человека. Искусство психолога-дизайнера состоит в том, чтобы помочь двум душам - человека и пространства установить взаимопонимание и контакт. Отношения между человеком и его домом подобны отношениям людей. Тон, настроение этих отношений может задавать не только человек, но и само жизненное пространство, через предметы и вещи, окружающие нас.

Нам часто задают вопрос "Я купил новый дом, правильный ли я сделал выбор, так ли обустроил его? Как узнать это? Буду ли я счастлив в этом доме?" и т.д. Такие и подобные вопросы возникают тогда, когда мы не чувствуем уюта, комфорта и тепла, наш дом не защищает нас. Это происходит потому, что мы и дом не понимаем или не внимательны к потребностям друг друга, не составляем единого целого с ним, а значит, не счастливы, живя в нем. Если мы живем в согласии со своим жизненным пространством, то всегда знаем об этом и имеем ясные свидетельства этому. Мы интуитивно осознаем, что что-то не так, но что? И можно ли это изменить? Да, можно, но для этого надо освоить основы того языка, на котором пространство нашего дома сообщает нам о своих потребностях.

Инструменты и языки общения

Люди общаются между собой с помощью слов, звуков, жестов,взглядов, запахов, прикосновений - это и есть каналы, по которым мы посылаем сообщения своему партнеру, по тем же каналам он устанавливает обратную связь с нами. Ответное послание может радовать, огорчать, вызывать у нас гнев или смятение. Современный человек предпочитает слова всем прочим способам общения. Часто они вызывают у нас неадекватную реакцию, например миролюбивый монолог, вдруг пробуждает животный страх. Это связано с тем, что мы сознательно воспринимаем менее 10% транслируемой партнеру и получаемой от него в виде ответа информации, из которой больше половины занимают слова. И страх могут вызвать те неосознанные сигналы, которые сопровождают миролюбивую речь человека, но, отнюдь, не являются миролюбивыми. Например, сжатые кулаки, выпяченная вперед челюсть и т.д. Мы обучены строить мир своих представлений из слов, уделяя мало внимания информации, приходящей из других каналов. Более того, в словах мы ищем, в первую очередь, смысл, а уже потом воспринимаем их просто как звуковую вибрацию, которая сама по себе способна вызывать у нас самые различные состояния и настроения. Но, пространство и наполняющие его предметы не владеют языком слов и предпочитают общаться с нами посредством звуков, прикосновений, дуновений, ощущений и т.д., т.е. через те каналы, которые мы мало привыкли использовать в своей жизни. Поэтому, мы, часто, остаемся глухи к посланиям приходящим из окружающего мира, что создает серьезные препятствия в нашей жизни.

Диалоги с пространством. Что такое пространство? Для того, чтобы понять это представьте себе, как все, что окружает Вас медленно исчезает. Сначала исчезают все предметы в комнате, где Вы находитесь, потом стены Вашего дома; растворяются деревья, другие люди и дома, звезды и небо, исчезает сама Земля и, наконец, исчезают Ваши мысли обо всем этом. Ничего нет - пустота. Это и есть пространство. Именно это пространство и ведет с Вами свой диалог на утраченном для человека языке. А для того, чтобы то, что произносит пространство было хоть как-то понятно нам, и нужны все те предметы обихода, которыми мы окружаем себя в своей жизни. "Природа не терпит пустоты" - сказал средневековый ученый. На самом деле, пустоты не терпим мы. Не терпим потому, что слово "пустота" ассоциируется у нас с одиночеством, покинутостью, смертью, тоской и т.д. В каждом из нас есть глубоко запрятанное знание праязыка вселенной, хотя доступ к нему по каким-то неизвестным нам причинам закрыт. Но, то, что мы не понимаем язык пространства, не означает, что пространство молча взирает на нас, оно ведет с нами непрестанный диалог через посредников. Этими посредниками служат предметы и вещи, которые порождаем мы; а также живые существа, планеты и растения, которых порождает Оно. Попробуем извлечь для себя практическую пользу из этого знания, обратившись к простым житейским примерам, но, сначала, небольшое отступление.

Отступление в стиле Дзэн. Когда никого нет дома, кто дома? Этот вопрос звучит как дзеновский коан, правильный ответ на который, обещает нам просветление. Помните стихи: "Никого не будет в доме, кроме сумерек, один - зимний день в пустом проеме не задернутых гардин. Но, нежданно, по портьере пробежит сомнений дрожь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь. Ты появишься у двери, в чем-то белом без причуд, в чем-то впрямь, из тех материй, из которых хлопья шьют…". Кто тот Ты, который как будущность войдет, когда никого не будет в доме? Это тот же коан, но слегка перефразированный. Ну, что, помогло? Еще не догадались? Ответ фантастически прост, но абсолютно невыразим в словах, а поэтому совершенно бесполезен. Единственный способ получить его - самому стать этим ответом. Стать-самому-ответом означает, что Вы способны испытать его, как ощущение, как переживание, как жизненный опыт.

Это и есть ключ, открывающий дверь к праязыку, на котором говорит с нами Пространство. И, когда Вы станете сами этим языком, то пространство через вещи, предметы, Землю, звезды и окружающих Вас людей поведет с Вами диалог. Диалог потому, что Вы сможете отвечать пространству на его вопросы, задавать свои и получать ответы. Так что, дело за малым - решите предложенный коан: "Когда никого нет дома, кто дома?".

Эта история о живых людях и, которая началась совсем недавно и еще не завершилась. Названия, имена и некоторые обстоятельства изменены по понятным причинам.

История 3. Люстра

Когда нас первый раз пригласили на встречу в ресторан "ВСТРЕЧА", хозяева сформулировали задачу так: "Нам нужно увеличить поток клиентов, нам не нужен новый дизайн, мы хотим, чтобы Вы помогли, используя свой психологический подход к оформлению пространства, решить эту главную для нас задачу". Отлично, сказали мы, это достойная задача ! И тут я увидел эту люстру.. Мне стало промозгло и не уютно. Я отвлекся от разговора и огляделся по сторонам в поисках источника дискомфорта. И не нашел его. Тем временем беседа продолжалась, мы обсуждали детали предстоящего проекта, общий язык был найден. Я забыл о люстре. И тут, опять почувствовав холод, он исходил откуда-то извне - я поймал себя на мысли, что мой взгляд прикован к люстре. Стоп, что-то здесь не так. Случайностей не бывает - холод шел от нее. "Люстра что-то хочет сказать? Я слушаю" - мысленно обратился я к ней. Ощущение холода сосредоточилось в области солнечного сплетения и перешло в легкое болезненное давление. К горлу подступила тошнота. Ого! А как же здесь люди-то едят? Я внимательно оглядел редких посетителей - лица напряженные, плечи приподняты - не уютно? Еще бы!  Дальше началась карусель из коммерческих предложений, факсов, перезвонов, встреч, технических заданий, и чем больше я погружался в этот проект, тем холодней и неуютней мне становилось. Все чаще, в мыслях я возвращался к этой люстре, пока не утвердился в том, что правильно поступаю, что не предлагаю хозяевам убрать ее, потому, что не он источник этого холода, он в ком-то другом, может быть в самих этих людях, а может быть в чем-то? "Здесь, холодно, здесь тоскливо, здесь плохо, сделайте что-нибудь с этим! Вот, какое послание через эту люстру пространство пыталось донести и до нас, и до хозяев. И, если бы мы просто заменили люстру, ничего бы не изменилось. Пространство нашло бы другой способ сообщить об этом. История еще не закончилась, но возьму на себя смелость предположить, что и тому человеку, с которым мы вели переговоры также не уютно, холодно и тоскливо, и пространство, через эту люстру, пытается вступить с ним в диалог и сообщить что-то  важное для него. Получится у него это? Не знаю, хотелось бы верить, тогда и наша помощь окажется более действенной.

Пространство, вступая с нами в диалог, вызывает определенные душевные и эмоциональные состояния, побуждая нас к ответу. Осознанно изменяя свое состояние, мы и даем пространству ответ на его вопрос. Тем же способом, т.е. манипулируя своим состоянием, и, осознавая это манипулирование, мы можем задавать ему свои вопросы и получать ответы.

То, насколько комфортно и уютно, мы чувствуем себя в своем доме в кругу предметов и вещей, зависит от того, какие именно вещи, предметы, формы и цвета нас окружают ровно потому, что именно через них, как через своих проводников, Пространство разговаривает с нами. И, если проводник не гармоничен и не близок нам по духу, не родственен нам, то способ, которым он будет говорить с нами, может быть крайне болезненным и не комфортным, вызывать стресс, депрессию и даже физические недуги. Именно поэтому, так важно выбирать родственные нам вещи в проводники-партнеры по разговору также, как мы выбираем себе в друзья партнеров-людей.

Психологический дизайн пространства и возможностей